Хорошо иметь домик в английской деревне. Сразу столько возможностей открывается: можно, например, с Кэмерон Диас домами на Рождество поменяться и укатить в солнечную Калифорнию сдувать голливудскую пыль с поспевших апельсинов, но это в том случае, если ты — Кейт Уинслет. А если ты барашек с воображением Жюля Верна, жизнь на британской ферме однажды покажется тебе слегка удручающей своей монотонностью.

Но ведь овечки не созданы для уныния, не так ли? К тому же, всегда можно отправиться в большой город, где в толпе двуногих пушистым четвероногим легко отыскать на свою кудрявую голову приключение, которому позавидовали бы дети, внуки и правнуки капитанов Немо и Гранта.

Барашку Шону особенно повезло с двумя вещами: во-первых, он — барашек, а зрители испытывают особую трогательную привязанность к животным на экране. И, несмотря на жёсткую конкуренцию в звёздных звериных рядах, барашек Шон вполне способен побороться за место в сердцах публики с такими королями экранного умиления, как Лесси, Хатико, косатка Вилли и даже обезьянка Чита.

Зрители не могут не очароваться шерстяным комочком с ласковыми глазами главного школьного прогульщика — так небезосновательно думают создатели барашка, и помочь им в этом должна вторая отличительная особенность Шона: он — британская овца, а значит жизнь его — и в большом городе, и на ферме — исполнена иронии. Но не той, что авторы загоняют в сюжет сценарными кнутами, дабы привлечь широкую зрительскую аудиторию. Ирония в жизни Шона — подарок его английского характера, когда на всё вокруг смотришь глазами Бернарда Шоу, и это представляется естественным и единственно возможным способом не потерять присутствие духа и остаться весёлым в мире сэндвичей, чая с молоком и ухоженных розовых кустов у стены старого, уютного коттеджа. Это в одинаковой степени касается и персонажей какого-нибудь «Чисто английского убийства», и героев анимационного фильма.

Самое лучшее в «Барашке Шоне» — не его умилительная мордашка и даже не тяга к приключениям. Главное достижение авторов фильма в том, что их герой прекрасно чувствует себя персонажем детской истории и не стремится отдельно понравиться взрослым. Шон не пародирует этот безумный, безумный мир взрослых, а весело живёт в своём детском мире сказочного барашка, где нет диалогов, но есть многоголосье «звучащих» животных; где, чтобы увлечь ребёнка, достаточно по-детски отреагировать на происходящее вокруг: искренне удивиться новому, испугаться страшного, обрадоваться неожиданному. Барашек Шон и вся его бравая отара обладают такой детской непосредственностью, что юные зрители в зале мгновенно принимают их за своих и награждают такими же искренними, живыми реакциям.

Создатели Барашка Шона искусно сняли детское кино для маленьких киноманов, а анимационные заигрывания со взрослыми синефилами оставили студиям. Пусть там авторы апеллируют к сентиментальности взрослых и их желанию погрузиться в анимационную сказку, украшенную узнаваемыми деталями современной жизни, цитатами из киноклассики, шутками с двойным, а порой — тройным дном. У создателей «Шона» абсолютно другая задача: развеселить заскучавшего барашка и поразить воображение детей. С таким подходом к сказке успех просто неизбежен. Особенно хорош эпизод, где Шон и компания наряжаются в человеческую одежду, чтобы избежать встречи со злым ловцом животных.

Взрослым ничего не остаётся, как радоваться тому, что дети увлеченно следят за приключениями Шона. И сам по себе сюжетный ход с барашком, который не хочет влачить скучную овечью жизнь, а всё время придумывает для себя и товарищей новые приключения, очень привлекателен для сценаристов, ведь позволяет придумать самые невероятные истории и перевоплощения. Эта сценарная коллизия является основной и в анимационном сериале про Шона, и в киноверсии его фермерско-городского бытия.

Барашком можешь ты не быть, но Шона полюбить обязан. Ведь, вполне возможно, в будущем нас ждут новые овечьи шалости на большом экране, потому что барашек Шон никогда не угомонится — слишком весел, пытлив, любознателен и бесстрашен.

Автор: Надежда Заварова